В чем измеряется ЧДД

Частота душевных расстройств (ЧДД) исследуется в контексте психиатрии и психологии, и ее измерение происходит через различные методы диагностики, включая опросы, клинические интервью и стандартизированные шкалы. Часто используются количественные показатели, такие как количество случаев на 1000 или 100000 человек в определённый период времени, что позволяет оценить распространенность расстройств в популяции.

Кроме того, ЧДД может быть выражена в виде процентов, отражающих долю людей с определёнными расстройствами от общего числа обследованных. Это дает возможность сравнивать уровень психического здоровья между различными группами населения и выделять тенденции в развитии психических заболеваний.

Методическое руководство «Методы измерения артериального давления, пульса и частоты дыхательных движений»

Методические указания по измерению артериального давления, пульса и частоты дыхательных движений: справочник для студентов первокурсников/ составлено: Т. Д. Дансарунова, 2019. – 35 страниц.

Составитель:

Дансарунова Т. Д., преподаватель

Кяхтинского филиала ГАПОУ «ББМК МЗ РБ»

Это методическое руководство создано для самостоятельной работы студентов первого курса в процессе изучения ПМ 04/07, связанной с профессией младшей медицинской сестры, занимающейся уходом за пациентами.

В данном пособии представлен теоретический материал о принципах формирования артериального давления, распространении пульсовой волны, оценке функционального состояния пациента, а также правилах подготовки, местах для определения пульса; используются аппараты и методы для измерения артериального давления, рассматривается дыхание и методы фиксации результатов исследований. Контрольные задания представлены в виде вопросов, тестов и ситуационных задач.

Книга составлена в соответствии с рабочими программами ПМ.04/07 и с требованиями ФГОС СПО.

Рецензент:

Дамбаева Соелма Дондоповна, врач, кандидат медицинских наук, Кяхтинский противотуберкулезный диспансер Филиал ГБУЗ РКПТД им. Г. Д. Дугаровой

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Тестовые задания для оценки уровня знаний на старте. 6
  2. Теоретическая часть…………………………………………………. 7
  3. Что должен знать студент………………………………………… 7
  4. Исследование пульса ……………………………………………… 7
  5. Методика измерения артериального давления. ………………….9
  6. Ошибки при определении артериального давления……….……….12
  7. Обучение пациента самоконтролю уровня АД.………………. 13
  8. Фиксация результатов пульса и АД. Лист наблюдения……. 15
  9. Контрольные вопросы……………………………………………. 16
  10. Тестовые задания для закрепления изученного материала.…… 16
  11. Ситуационные задачи……………………………………………. 19
  12. Тестовые задания для оценки уровня знаний в начале.……. 21
  13. Тестовые задания для повторения изученного материала…… 21
  14. Ситуационные задачи……………………………………………. 22

Методическое руководство разработано в соответствии с образовательными стандартами ФГОС СПО.

Данное пособие «Методы измерения артериального давления, пульса и частоты дыхательных движений» ориентировано на студентов второго курса и нацелено на формирование у них знаний и навыков по оценке состояния пациента и вопросам, связанным с правилами и особенностями измерения артериального давления.

В этом пособии представлены основные устройства для измерения артериального давления, возможные ошибки, норма и патология; также описаны действия медицинской сестры при выявлении отклонений.

Теоретическая часть дополнена иллюстрациями. Для лучшего усвоения материала и проверки знаний в конце пособия содержатся вопросы, ситуационные задачи и тестовые задания для самоконтроля.

Методическое руководство служит для систематизации и углубления знаний по данной теме, активизации учебной деятельности студентов, используя разнообразные методы работы в зависимости от поставленных задач, совершенствования полученных знаний и умений, развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных навыков.

Данное пособие содействует успешному усвоению профессиональных знаний, отработке практических умений и навыков, а также развитию профессиональных и общих компетенций, что является ключевым требованием для подготовки будущих медицинских работников. Оно также служит теоретической основой и практическим руководством при выполнении медицинских манипуляций, необходимых для оценки функционального состояния пациента.

Глоссарий

Термин

Определение

Артериальное давление

давление, создаваемое в артериальной системе организма во время сердечных сокращений

Систолическое давление

давление, фиксирующееся в артериях во время наибольшего подъема пульсовой волны после систолы желудочков

Диастолическое давление

давление, сохраняющееся в артериальных сосудах в диастолу благодаря их тонусу

Пульсовое давление

разница между систолическим и диастолическим давлением

Гипертонический криз

резкое увеличение артериального давления до высоких значений, сопровождающееся ухудшением состояния пациента

Гипотония

пониженное артериальное давление ниже 90/60 мм рт. ст.

Гипертония

подъем артериального давления выше 139 мм рт. ст.

Этико-дейонтологический аспект темы

Общий осмотр пациента имеет важное диагностическое значение, поэтому необходимо установить контакт и следовать принципам взаимодействия медсестры с пациентом, чтобы обеспечить правильность осмотра. Медсестра должна знать психологию, учитывать социальное положение и индивидуальные особенности пациента, осознавать его семейное положение, внимательно слушать жалобы и стремиться понять его чувства. Важно помнить, что настроение медсестры может легко восприниматься пациентами, с которыми она взаимодействует. Ее доброжелательность, спокойствие, деловитость и адекватная требовательность создают благоприятную атмосферу для всех подопечных.

Оценка общего состояния пациента основывается на объективных данных. Выделяют следующие состояния: хорошее, средней тяжести и тяжелое. Понятие «общее состояние» отличается от термина «самочувствие пациента», которое является его субъективным восприятием; «самочувствие» и «состояние» могут пересекаться, но иногда могут и не совпадать. Например, даже при множестве жалоб состояние пациента может оставаться удовлетворительным и, наоборот.

Тестовые задания для проверки исходного уровня знаний:

Выбрать один правильный ответ:

1 вариант

1. Артериальное давление отражает работу:

а) системы кровообращения

б) сердечно-сосудистой системы

в) дыхательной системы

2. Нормальная частота дыхательных движений у взрослого:

а) 18 – 22 б) 14 – 16 в) 16 — 20

3. Какой прибор используется для измерения артериального давления у человека:

4. Наивысшее давление в крови:

в) при выходе крови из сердца (левый желудочек)

5. Резкое повышение АД выше 180/120 мм рт. ст. представляет собой:

а) гипертоническая болезнь

б) гипертонический криз

в) артериальная гипертензия

6. Для прослушивания тонов на лучевой артерии используется:

а) манометр б) тахометр в) фонендоскоп

7. Обычный метод измерения артериального давления:

а) метод Коротченко

б) метод Коробова

в) метод Короткова+

8. Нормальная частота пульса:

а) 60 — 80 уд. в минуту

б) 40 – 60 уд. в минуту

в) 80 – 100 уд. в минуту

а) стабильная величина

б) изменение в зависимости от погоды

в) переменная величина

10. Артериальное давление зависит от:

а) психоэмоционального состояния человека

в) все варианты верны

г) возраста пациента

2 вариант

1. Отсутствие дыхания — это:

2. Постоянное понижение артериального давления обозначается как:

а) артериальная гипертензия

б) артериальная гипотензия

в) артериальное повышение

3. Увеличение частоты ЧДД более 20 в минуту.:

4. Систолическое давление в пределах нормы:

а) 60 – 90 мм рт. ст.

б) 120 – 150 мм рт. ст.

в) 100 – 140 мм рт. ст.

5. Частота дыхательных движений, менее 16 в минуту — это:

6. Брадикардия выявляется как:

а) частота пульса менее 60 уд. в минуту.

б) частота пульса более 80 уд. в минуту.

в) частота пульса 60 — 80 уд. в минуту.

7. Диастолическое давление в пределах нормы:

а) 60 – 90 мм рт. ст.

б) 120 – 150 мм рт. ст.

в) 100 – 140 мм рт. ст.

8. Значительное повышение артериального давления обозначает:

а) артериальная гипотензия

б) артериальное повышение

в) артериальная гипертензия

9. Разница между систолическим и диастолическим давлением определяется как:

10. При дыхании различают типы, кроме:

11. Ситуационные задачи: Практическое применение теоретических знаний помогает студентам лучше понять материал. При решении ситуационных задач, например, оценка состояния пациента с повышенным артериальным давлением, студент должен учитывать все факторы: возраст и историю болезни пациента, сопутствующие заболевания и предполагаемую терапию.

12. Обучение самоконтролю: Один из ключевых аспектов медицинской практики – это умение пациента контролировать свое состояние. Обучение пациента измерению артериального давления и пульса может значительно улучшить качество его жизни и снизить риск осложнений.

13. Практические навыки: Для закрепления знаний необходимо обеспечить студентам возможность практиковаться на тренажерах и манекенах, что позволит отработать навыки и повысить уверенность в своих силах перед работой с реальными пациентами.

Гиперкалиемия

Гиперкалиемия – это состояние, при котором уровень калия в сыворотке превышает 5 ммоль/л. Она наблюдается у 1-10% пациентов, которые находятся на стационарном лечении.

Калий является важным электролитом, необходимым для правильной работы мышц и нервной системы. Нормальный уровень калия в крови составляет от 3,5 до 5,0 ммоль/л. Повышение его концентрации может привести к серьезным нарушениям, включая аритмии, миопатию и даже остановку сердца.

Среди причин гиперкалиемии можно выделить: почечную недостаточность, избыточное потребление калия (например, при неправильном употреблении добавок), разрушение клеток (например, при травмах или опухолях), а также некоторые лекарства, такие как ингибиторы АПФ или диуретики с сохранением калия.

Симптомы гиперкалиемии могут включать слабость, утомляемость, покалывание в конечностях и сердечные ритмические нарушения. В некоторых случаях гиперкалиемия может протекать бессимптомно.

Диагностика данного состояния основывается на анализе крови. Лечение может включать снижение уровня калия с помощью диеты, медикаментов или, в тяжелых случаях, методов гемодиализа.

Важно своевременно обнаружить и лечить гиперкалиемию, чтобы избежать потенциально опасных для жизни осложнений.

Частота дыхания у детей

У детей потребность в кислороде значительно выше. Однако объём их легких меньше, чем у взрослых, что делает частоту дыхания у них гораздо большей.

Педиатры используют следующую таблицу для оценки нормы частоты дыхания в зависимости от возраста:

  • новорожденные: 40-60;
  • 3-6 месяцев: 35-40;
  • 7-12 месяцев: 30-35;
  • 3 года: 25-30;
  • 7 лет: 20-25;
  • с 8 лет и старше: 13-18.

Нарушения дыхательного ритма

1. Эупноэ – нормальный и физиологичный ритм дыхания.

2. Гиперпноэ – учащенное и глубокое дыхание, которое возникает при физической активности, эмоциональных нагрузках, а также при анемии, тиреотоксикозе и ацидозе. Гиперпноэ может проявляться В условиях пониженного содержания кислорода в воздухе. При этом важно отметить, что гиперпноэ может быть адаптивной реакцией организма, однако если оно становится постоянным, это может сигнализировать о наличии патологии.

Анемия (малокровие) возникает из-за снижения уровня гемоглобина в крови. У людей с анемией может наблюдаться усталость, слабость и одышка даже при небольших физических нагрузках.

Тиреотоксикоз является патологическим состоянием, обусловленным избытком гормонов щитовидной железы, также известным как гипертиреоз. Симптомы тиреотоксикоза могут включать потерю веса, увеличенную потливость и нервозность.

Ацидоз – это нарушение кислотно-щелочного баланса организма в сторону увеличения кислотности. Существует метаболический и респираторный ацидоз, которые могут приводить к серьезным нарушениям работы организма и требуют неотложной медицинской помощи.

3. Тахипноэ – это увеличение частоты дыхательных движений (ЧДД), вызываемое такими состояниями, как гипертермия, гиперкапния (отравление угарным газом) или гипоксемия (снижение уровня кислорода в крови). При тахипноэ необходимо определить причину и, при возможности, устранить её для нормализации дыхания.

4. Брадипноэ – это снижение частоты дыхания, возникающее при поражении дыхательного центра. Это может быть связано с различными неврологическими заболеваниями или воздействием определенных медикаментов, подавляющих дыхательную функцию.

5. Апноэ – это временная остановка дыхательного процесса. Апноэ может происходить в результате обструкции дыхательных путей, например, при сне, что может привести к развитию синдрома обструктивного апноэ сна. Об этом состоянии важно обращаться к врачу, так как оно может вызывать серьезные проблемы со здоровьем.

Синдром обструктивного апноэ сна характеризуется периодическим прекращением дыхания во время сна и требует комплексного подхода к лечению, включая изменение образа жизни, применение CPAP-терапии и, в некоторых случаях, хирургическое вмешательство.

Бесконтактные методы определения частоты дыхания

На протяжении последних десятилетий активно развиваются бесконтактные техники для оценки и контроля частоты дыхательных движений как у взрослых, так и у детей. Современному врачу необходимо осознавать как плюсы, так и минусы каждой из методов.

Бесконтактное измерение частоты дыхания (ЧДД) реализуется различными подходами:

Видеомониторинг

Оценка движений грудной клетки на видеоизображении. Погрешность – до 3 вдохов в минуту.

Пульсирующие фотоплетизмографические сигналы

Определение изменений цвета в определенных участках лица с высокой точностью.

Тепловизионная камера

Анализ температуры кожи в области носовых крыльев. Погрешность – менее 1 вдоха в минуту.

Допплеровский радар

Измерение частоты дыхания на основе улавливания беспроводных сигналов.

Ультрашироковолновые радиорадары

Используют анализ изменений радиоволн для определения дыхательных движений.

Микроволновые антенны

Работа этих антенных систем аналогична принципам радиорадаров.

Методы бесконтактного измерения частоты дыхания

Тензодатчики, устанавливаемые под ножками кровати, фиксируют изменения положения центра тяжести вдоль оси кровати в процессе дыхания пациента. Погрешность измерений составляет до 1,6 вдохов в минуту.

Преимущества таких систем заключаются в высокой точности измерений и возможности длительного мониторинга.

К недостаткам относятся ограниченная точность в выявлении апноэ во сне и частые ложные тревоги.


Хотя существует множество способов и техник для бесконтактного определения частоты дыхания у человека, каждый из них обладает определенными недостатками. Для их устранения важно продолжить техническое развитие, внедрять различные методы и использовать возможности искусственного интеллекта для обработки данных.

В будущем бесконтактные технологии могут стать важнейшим средством для продолжительного наблюдения за жизненными показателями пациентов как в больницах, так и в домашних условиях.

Оцените статью
АСМЕД
Добавить комментарий